Несколько слов для заказчика

На злобу дня или некоторые мысли к заказчиках

Правильное ТЗ

Начнем с того, что правильное ТЗ это не шаблон применяемый для всех без исключения текстов. Правильное ТЗ это то что вы хотите. Перед тем как приступить к ТЗ хочется сказать. Мы прекрасно понимаем: заказчик есть заказчик, он имеет полное право требовать все, что угодно, даже совершенно не читаемые статьи. Мы в свою очередь, как исполнители, должны выполнить все пожелания, какими бы они странными не были. То есть, если перефразировать известное выражение «заказчик всегда прав, а если, он не прав или его заказ очень странный, смотри пункт первый». И если вы хотите видеть главную страницу – «лицо» сайта заполненной тем чего на ней не должно быть, это ваше полное право.

Правильное ТЗ

Но!

Укажите точно, все то, что вы хотите видеть в статье, особенно если это текст необычной формы это и будет правильное ТЗ.

Обращаясь к заказчикам хочется объяснить некоторые моменты. Зачастую случается так, что заказчик полагаться на опыт копирайтера. Вы думаете, что копирайтер может прочесть ваши мысли и догадаться, что именно вы желаете. К сожалению как результат в таких случаях заказчик остается текстом не доволен. Так как в уме он нарисовал одно, а на деле получилось совсем другое. Поэтому даже если вы не знаете как объяснить что желаете, все равно пытайтесь это сделать, хоть на пальцах 🙂 Дело в том что в последнее время все копирайтеры экстрасенсы и особенно телепаты ушли в запой. Когда из него выйдут неизвестно, поэтому помощи мы от них можем не дождаться. А мы пока такими способностями не владеем.

Если же хотите получить на самом деле интересный и нужный текст, который сделает ваш сайт востребованным и популярным среди целевой аудитории, будьте подробны в мелочах. Используйте великий и могучий на полную катушку что бы у нас при прочтении вашего ТЗ вопросов не осталось. Мы не можем предугадать, что именно вы хотите получить. Наше видение темы и стиль письма может в корне отличаться от того, что хотите в результате получить вы.

Перед составлением ТЗ решите для себя ряд вопросов:

— Каков ваш контингент сайта? Дело в том, что для разный сайтов присущ разный стиль письма. Стиль написания текстов для научно-популярного сайта и медицинского профессионального сайта различен, поэтому если вы хотите увидеть в сданном копирайтером тексте отражение своей задумки, пишите об этом. Причем очень подробно. Указывайте, что вам необходим профессиональный текст с использованием медицинских терминов. Или наоборот текст должен быть простым и понятным, не содержать сложных оборотов, терминов.  Какое наполнение сайта вы планируете, на кого он ориентирован, как вы хотите выделиться среди миллионов других похожих сайтов? Копирайтер не может все это предвидеть и, получив сухое ТЗ, начинает писать текст в соответствие с темой и предложенными ключами, опираясь лишь на свой опыт и умозаключения. Но повторяемся эти умозаключения могут в корне отличатся от ваших желаний.

Кстати, по поводу ключей 🙂 Это, наверное, больная тема многих исполнителей. Хочется сказать для справки, принятое хоть и не железное правило на 1000 знаков 3 ключа. Но иногда… Просьба заказчиков вписать в небольшой текст кучу не читаемых ключей при этом изменять их запрещают. Хорошо, если ключи соответствуют общему смыслу текста и могут быть органично вписаны туда. Но чаще все иначе. Например, вписать больше 20 ключей на объем 3000 знаков , (которые еще и нежелательно склонять и разделять знаками препинания) после такой работы текст становиться механическим, не для людей и больше похож на набор снов или бред не совсем вменяемого человека. Если такой текст непонятен человеку, это не значит что он плох, мы понимаем, что текст предназначен для поисковиков. Но! Хотя это тоже перебор, ведь все уместно в меру. И… Лучше все же писать для людей.

Существует так же такое понятие, как повторяемость по слову. Вы требуете, чтобы было не более…, но при этом даете тему, где без упоминания этого слова не обойтись, а замена его синонимами значительно снижает «читабельность» и рушит стилистику и направленность текста. И снова это – минус вашей страничке на сайте.

— Какую кампанию вы представляете и сколько времени уже на рынке? Ведь понятно, что презентация и текстовое наполнение, допустим, недавно созданной компании (недавно запущенного проекта и прочее) будет отличаться от проекта, представленного уже давно.

— Каков посыл статьи и какого плана она должна быть? Посыл – чисто информационная (побольше фактов, поменьше воды), «рекламно-продающая» (восторженное описание, исподволь вбивающая в мозг читателя мысль о том, что без покупки этого ему не обойтись), коммерческая и прочее. Также, если это статья рекламного характера, желательно указать, какого типа посыл к действию вы хотите видеть (мягкий, агрессивный, без упоминания конкурентов или, наоборот, сравнение с конкурентами и прочее). Хотя с юридической точки зрения сравнение с конкурентами изначально проигрышный вариант. Дело в том что если ваш товар такой же как и у других, он в априори не может быть лучше или обладать особыми характеристиками. Если ваш товар уникален, вы должны доказать что он превосходит товар конкурентов. К сожалению доказать это текстом и картинками процесс хоть и выполнимый но достаточно сложный.

Заключение

На свете нет человека, который бы разбирался во всем. Вы – классный специалист в своей области, но возможно не совсем понимаете специфику и нюансы работы копирайтера. В принципе, вам не хочется в это вникать. Да это и не нужно. Но, чтобы увидеть желаемое текстовое наполнение отвечающее вашему представлению, хорошо все объясняйте копирайтеру, как минимум по тем пунктам, о которых мы написали выше. Если увидите, что мы написали не совсем в том ключе, в каком вам бы хотелось, объясните еще раз, пришлите пример идеального для вас текста, и тогда мы точно поймем, что от нас требуется. Не страшно и внести исправления в уже готовый текст. Только путем диалога мы сможем сотрудничать продуктивно и спокойно.

Полное описание задания как вы его ведите и будет правильное ТЗ.